ПАСПОРТ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Символика Приморского края

Закон "О гербе Приморского края" принят 25 декабря 2003 г. Законодательным Собранием Приморского края. Законом определены места размещения герба (в частности, на административных зданиях, официальных изданиях и транспортных средствах Администрации и Законодательного собрания Приморского края и др.), права использования, а также ответственность за нарушения Закона "О гербе Приморского края".

Описание герба

На гербе Приморского края изображен Андреевский крест в зеленом поле и уссурийский тигр. Геральдическое описание герба гласит: в зеленом поле щита — включенный синий Андреевский крест, в оконечности щита поверх креста — золотое изображение идущего уссурийского тигра.

Андреевский крест символизирует край как морской форпост России на Дальнем Востоке. Синий цвет креста — цвет моря, зелёный — цвет тайги, амурский (уссурийский) тигр — символ уникальной природы края.

Закон "О флаге Приморского края" принят 25 декабря 2002 г. Законодательным Собранием Приморского края.

Описание флага:

  Флаг Приморского края представляет собой прямоугольное полотнище, разделенное по диагонали белой полосой и состоящее из двух треугольников: верхнего, располагаемого у древка, - красного цвета и нижнего - синего цвета. В верхнем углу у древка - золотое изображение идущего уссурийского тигра. Отношение ширины флага к его длине - 2:3.

Краткая информация о регионе

Приморский край образован 20 октября 1938 года указом Президиума Верховного Совета СССР «О разделении Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский края» (в состав Приморского края вошли Приморская и Уссурийская области Дальневосточного края, упразднённые в 1939 и 1943 годах, соответственно).

Административный центр — город Владивосток.

Площадь — 165,9 тыс. кмІ (0,97% от территории РФ).

Население — 1982 тысячи человек (2010).

Плотность населения: 11,9 чел./кмІ (2010), удельный вес городского населения: 75,4 % (2010).

Географическое положение

Приморский край расположен на юге Дальнего Востока, в юго-восточной части Российской Федерации. На севере граничит с Хабаровским краем, на западе с КНР, на юго-западе с КНДР, с юга и востока омывается Японским морем. Наиболее крупный залив — залив Петра Великого. Берега залива сильно изрезаны и образуют внутренние заливы: Амурский, Уссурийский, Посьета, Стрелок, Восток.

Максимальная протяжённость края (от устья реки Туманная до истоков реки Самарга) около 900 км. Наибольшая ширина (от долины реки Уссури до побережья Японского моря) около 280 км.

Общая протяжённость границ края 3000 км, из них морские около 1500 км.

Самая северная точка края расположена у истока реки Дагды (притока Самарги) — 48°23’ с.ш.

Южная — в устье реки Туманной (Туманган, Тумыньцзян) на границе с КНДР — 42°18’ с.ш.

Западная — близ истока реки Новгородовка — 130°24’ в.д.

Восточная — мыс Золотой — 139°02’ в.д.

Расстояние между крайними точками:

Северной и южной по меридиану — 900 км.

Западной и восточной по равноудалённой параллели — 430 км.

Физико-географические характеристики

Центральную и восточную части края занимают горы Сихотэ-Алинь, на западе — Уссурийская и Приханкайская низменности. Самой высокой вершиной края является гора Аник высотой 1933 метра, расположенная на северо-востоке края у границы с Хабаровским краем.

Крупные острова: Русский, Путятина, Аскольд, Попова, Рикорда, Рейнеке, Большой Пелис.

На юго-западе находится крупное озеро Ханка, по нему проходит граница с Китаем. Крупнейшей рекой края является Уссури, истоки реки Уссури находятся на склонах горы Снежная, к северо-востоку от горы Облачная.

Часовой пояс

Приморский край находится в часовом поясе, обозначаемом по международному стандарту как Vladivostok Time Zone (VLAT). Смещение относительно UTC составляет +11:00. Относительно Московского времени часовой пояс имеет постоянное смещение +7 часов и обозначается в России соответственно как MSK+7. Владивостокское время отличается от поясного времени на два часа, так как на территории России действует декретное время.

Климат

Климат умеренный, муссонный. Зима сухая и холодная с ясной погодой. Весна продолжительная, прохладная, с частыми колебаниями температуры. Лето тёплое и влажное, на летние месяцы приходится максимум количества осадков, в некоторых районах до 90% годовых осадков. Осень как правило тёплая, сухая, с ясной погодой. Летом преобладают южные ветра с Тихого океана, а зимой северные, приносящие холодную, но ясную погоду с континентальных районов. Основная особенность — летом обильные осадки и туман. Лето — пора тайфунов, эти тропические циклоны каждый год посещают край, нанося порой огромный ущерб инфраструктуре края и сельскому хозяйству. Средняя температура июля +17С…+26 °C. Самое холодное лето в крае — на северо-востоке Приморья, на побережье Татарского пролива. Самое жаркое на Приханкайской равнине. Абсолютный максимум +41°C зарегистрирован в Пограничном районе. Средняя температура января от .8 °C до .18 °C на побережье, что в паре со влажностью и ветрами понижает её в 2 раза, а в материковых районах, с более сухим климатом, температура доходит до .38 °C. Самая тёплая зима на юге Хасанского района и в окрестностях г. Находка, самая холодная — в горных районах центральной и северной части края. Абсолютный минимум .54 °C зарегистрированный в Красноармейском районе у села Глубинное связан с температурной инверсией в межгорной котловине. Самые холодные месяцы: декабрь, январь и февраль. Самые тёплые — июнь, июль и август в континентальных районах; июль, август и сентябрь на побережье. Осадков 600—900 мм в год.

Национальный состав населения

Согласно переписи населения 2002 года численность народов, представленных свыше 1 тысячи человек, следующая:

    Русские — 1 861 808 (90 %)

    Украинцы — 94 058 (5 %)

    Корейцы — 17 899 (1 %)

    Татары — 14 549 (0,7 %)

    Белорусы — 11 627 (0,5 %)

    Армяне — 5 641

    Азербайджанцы — 4 411

    Мордва — 4 307

    Китайцы — 3 840

    Немцы — 3 578

    Чуваши — 3 287

    Молдаване — 2 288

    Башкиры — 2 101

    Узбеки — 1 634

    Казахи — 1 296

    Марийцы — 1 151

    Удмурты — 1 130

    Поляки — 1 060

    Евреи — 1 059

    Якуты — 300

Коренные малочисленные народы:

    Удэге — 918

    Нанайцы — 417

    Тазы — 256

Лица, не указавшие национальность — 19 039

Административное деление

Приморский край включает в себя 12 городских округов и 22 муниципальных района, на территории которых располагаются 29 городских поселений и 116 сельских поселений.

Многие населённые пункты основаны поселенцами из Центральной России, с Украины и из Белоруссии (см. Зелёный Клин) и получили имена родных мест:

    Хороль — в честь украинских города и реки Хорол

    Черниговка — в честь украинского города Чернигова

    Чугуевка — в честь украинского города Чугуева

    Киевка — в честь украинского города Киева

    Тереховка — в честь белорусского поселения Тереховка

    Речица — в честь белорусского города Речици

    Лидовка — в честь белорусского города Лиды

    Нежино и Новонежино — в честь украинского города Нежина

    Новая Москва — в честь Москвы

    Прилуки — в честь украинского города Прилуки

    Суражевка — в честь города Сураж бывшей Черниговской губернии, ныне Брянской области

    Полтавка — в честь Полтавы

Населённые пункты с количеством жителей выше 10 тысяч
по данным переписи 2010 года

616,1

23,7

159,7

21,0

157,9

19,5 (2006)

102,6

15,4

56,7

14,3 (2003)

44,2

14,0

39,3

13,7 (2003)

38,6

11,8 (2003)

37,5

11,5 (2003)

37,0

10,9 (2003)

27,6

10,3

Транспорт

Транспорт играет исключительную роль в развитии Дальнего Востока ввиду его географического положения и особого уклада территориальной организации производства, которая почти во всех секторах тесно связана с транспортом.

Приморский край занимает в транспортно-логистической системе РФ выгодное положение: это регион, через который пролегают транзитные торговые пути между Европой и Восточной Азией, между Северо-Восточной Азией и Северной Америкой. Здесь сходятся все транспортные пути, связывавшие порты края, сухопутные пограничные переходы Россия-Китай, Транссиб и гострассу Владивосток-Хабаровск.

Международные транспортные коридоры представляют собой совокупность магистральных транспортных коммуникаций с соответствующим обустройством и, как правило, различных видов транспорта, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении на направлениях их наибольшей концентрации, связывающих различные страны и имеющих вследствие этого международное значение.

В концепции развития транспорта РФ предусмотрены следующие международные транспортные коридоры (МТК), которые проходят через территорию Приморского края:

Наименование

Маршрут

Специализация

Транссиб

Берлин – Варшава – Минск – Москва – Екатеринбург – Владивосток (Находка)

Международный транзит на направления Япония, Корея, Китай (Шанхай), Тайвань, страны Западной Европы, Ближний Восток, Афганистан

СМП (Северный морской путь)

Владивосток – Арктика – порты Европы

Сквозное движение судов для международного транзита

Приморье-1

Харбин – Суйфэньхэ – Пограничный – Владивосток (Находка/Восточный) – порты АТР

Обеспечение роста международной торговли с провинцией Хэйлунцзян, со странами АТР и морскими портами южного Китая

 

Суйфэньхэ – Пограничный – Уссурийск – Владивосток (Восточный/Находка)

Приморье-2

Хуньчунь – Камышовая – Посьет (Зарубино) – порты АТР

Обеспечение внешнеторговых отношений с провинцией Цзилинь, со странами АТР и морскими портами южного Китая

 

Хуньчунь – Краскино – Посьет (Зарубино)

Восток-Запад

Харбин – Пограничный – порт Восточный – порты западного побережья США

Обеспечение торговли северо-восточный провинций КНР и США

Транскоррейская магистраль Транссиб

Пусан – Раджин – Хасан – Барановский – Транссиб

Обеспечение внешней торговли между Республикой Корея, КНДР и странами Западной и Восточной Европы

Транспортный коридор Транссиба представляет собой альтернативу традиционному морскому пути, использованному для доставки контейнеров из Юго-Восточной Азии вокруг Индии и через Суэцкий канал в Европу. Для приведения транспортного коридора Транссиб в соответствие с современными требованиями ведется развитие транспортных путей и модернизация морских портов Дальнего Востока и Северо-Западного региона, обеспечивающих стыковку с международными коммуникациями. Международный транзит в широтном направлении по транспортному коридору Транссиб не только обеспечивает дополнительные финансовые поступления, но также способствует росту внутренних перевозок и развитию восточных регионов России.

Транспортное положение Дальневосточного региона с наличием прямого железнодорожного выхода к крупным морским портам Тихоокеанского побережья: Ванино, Находка, Находка-Восточный, Владивосток. Посьет, а также к сухопутным пограничным переходам Пограничный-Суйфэньхэ, Хасан-Туманган – создает благоприятные условия для внутренних и внешних перевозок.

На территории Приморского края действуют 17 пограничных пунктов пропуска: 8 морских, 5 автомобильных, 3 железнодорожных и 1 авиационный.

Характеристика транспортной системы Приморского края

Показатели

2007

2008

2009

2010

Эксплуатационные железнодорожные пути общего пользования

1625

1625

1625

1625

в т. ч. электрифицированные

970

970

970

970

Автомобильные дороги, всего

11117

10270

10605

-

в т. ч.:

     

- общего пользования

8753

8712

8938

- не общего пользования

2364

1558

1667

-

Автомо6ильные дороги с твердым покрытием, всего в т. ч.:

9454

9250

9639

-

- общего пользования, из них:

8079

8086

8316

-

- федеральные

552

552

552

-

- краевые

6547

6546

6564

-

- местные

980

988

1200

-

- не общего пользования

1375

1164

1232

-

Трамвайные пути

46,6

46,6

28,5

28,5

Троллейбусные линии

52,6

52,6

52,6

52,6

Приморский край лидирует среди субъектов РФ в составе ДВФО по протяженности автомобильных дорог общего пользования (16,8%), в т.ч., по протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (21,3%). Протяженность железных дорог общего пользования в крае составляет 19,2% от показателя округа. Территория края имеет протяженную береговую полосу протяженностью 1 350 км, вдоль которой расположены восемь незамерзающих морских портов, а также ряд портопунктов.

Основные показатели работы транспортного комплекса Приморского края:

Перевозка грузов транспортной системой Приморского края

Показатели

2007

2008

2009

2010 (01-11)

Перевезено грузов транспортом (тыс. тонн)

75165.7

76726.7

57415.8

55884,9

железнодорожным

16834.4

17123.6

12668.4

12 837,40

автомобильным

52438.0

54452.9

39150.4

37160,3

морским

5886.5

5142.0

5587.2

5874,1

воздушным

6.8

8.2

9.8

13,1



Восточное окончание Транссибирской магистрали на юге края имеет участки, соединяющие магистраль со всеми крупными портами: Владивосток, Находка, Восточный. Имеются также выходы к морскому порту Посьет, бухте Славянка. На юге Приморского края расположены иофаничные железнодорожные пункты пропуска между РФ и КНР, а также между РФ и КНДР.

На территории Приморского края густота железнодорожных путей общего пользования составляет 94 км/10 тыс.кв.км, длина железнодорожных путей 19,2% от общей длины по ДФО.

По территории Приморского и Хабаровского краев. Амурской и Еврейской автономной областям, Республике Саха (Якутия) проходит Дальневосточная железная дорога. В зоне ее обслуживания находятся также Магаданская, Сахалинская области, Камчатский край и Чукотка - свыше 40% территории России. Управление ДВЖД находится в г. Хабаровске. На дороге - 365 станций, 2 погранперехода (Гродеково с КНР, Хасан с КНДР).

ДВЖД состоит из широтных магистралей: Южной - часть Транссибирского направления и Северной - бывшей Байкаго-Амурской железной дороги.

В результате модернизации Транскоройской магистрали планируется соединить Транссиб с Транскорейской железной дорогой (через п. Хасан Приморского края) и создать транзитный коридор «Азия Европа», конкурентное морскому маршруту следования грузов в сообщении через Суэцкий канал. Одно из его преимуществ - прохождение груза на протяжении более 10 тыс. км без пересечения границ в рамках единого транспортного права. Грузопотоки Транскорейской магистрали формировались бы из объемов взаимной торговли между Россией, КНДР и Южной Кореей и транзитных грузов в сообщении «Республика Корея - страны Европы» и обратно. К перевозкам по Транскорейской магистрали могла быть привлечена также часть контейнерных грузов из Японии, перерабатываемых в порту Пусан.

В 2007 году началось восстановление отрезка железной дороги Раджин (КНДР) - Хасан (Россия, Приморский край), соединяющего Транссиб и Транскорейскую дорогу.

В Приморском крае расположены железнодорожные пограничные переходы:

1) Пограничный-Суйфэньхэ (провинция Хэйлунцзян), имеющий большое значение для взаимовыгодного сотрудничества между РФ и КНР Ежегодно объем грузоперевозок через этот погранпереход возрастает примерно на миллион тонн. По прогнозам, благодаря развитию сотрудничества России и КНР, к 2010 году объем грузоперевозок в южном Приморье достигнет 12 млн. тонн.

2) «Махалино Хунчунь» (провинция Цзилинь КНР);

3) Хасан-Туманган (КНДР)

Через Хасан предполагается использование Транскорейской железной дороги по ее восточному пути с выходом на Транссиб.

Развитие пограничного железнодорожного перехода Хасан-Туманган (КНДР) может дополнительно дать, по предварительным расчетам, до 10 млн. тонн груза в год. Причем, только из порта Пусан можно ожидать двустороннего контейнерного потока объемом до 200 тыс. контейнеров год.

Морской транспорт

На морской транспорт приходится около 17% всего объема перевозок на Дальнем Востоке. Основную роль в этом процессе играет Приморский край. Из общей протяженности границ Приморского края в 3000 км на долю морских границ приходится около 1500 км.

Морские порты Приморского края являются конечными пунктами Транссибирской железной дороги и федеральной автомобильной дороги Хабаровск-Владивосток. Через порты Приморья и Транссиб действует уникальный контейнерный мост: АТР - страны Западной Европы. Транзит через Россию занимает 11-12 суток. Различные грузы и пассажиры перевозятся между отдельными порами и порт-пунктами Приморского края, в другие порты России, прежде всего на тихоокеанском побережье, а также во многие страны Мира.

Транспортный комплекс Приморского края имеет четыре морских транспортных узла: Владивостокский; Восточно-Находкинский; Хасанский (Южный); Северный.

Портовые города

Город Владивосток - самый крупный город на Дальнем Востоке России и один из крупнейших портов на Тихоокеанском побережье России. Морской порт имеет 16 причалов протяженностью 4190 м, пассажирский район и специализируется на переработке контейнеров, генеральных и навалочных грузов, идущих на Сахалин, Камчатку, в Магаданскую область, в северные районы Республики Саха (Якутия). Суда Дальневосточного морского пароходства обслуживают морские зарубежные линии.

Город Находка - крупный океанский порт, важнейший промышленный и транспортный центр на Дальнем Востоке. Порт и предприятия занимают более 30 км. побережья.

Грузооборот порта Находки достигает 10 млн. тонн. Свыше 15 государств Азиатско-Тихоокеанского региона имеют в Находке свои представительства.

Современное портовое хозяйство Находки включает нефтеналивной, рыбный, торговый порты. В Восточном порту действуют угольные причалы и контейнерный комплекс.

Город Фокино расположен на территории Шкотовского района и является военно-морской базой Тихоокеанского флота.

Инвестиционные проекты по развитию контейнерных терминалов дальневосточных портов России.

Транспортный комплекс дальневосточных территорий России является одной из наиболее динамичных хозяйственных систем. Однако, основные портовые мощности Дальневосточного бассейна, которые находятся на территории Приморского и Хабаровского краев и имеют связь с железной дорогой, подошли к пределу своих пропускных способностей. Существующие специализированные и универсальные комплексы, построенные в 50-60-х, не удовлетворяют современным требованиям.

Экспортная направленность портов привела к сложившемуся в настоящее время дефициту мощностей, ориентированных на импорт, что особенно сильно сказывается на обработке контейнерных и накатных грузов. Кроме того, порты не отвечают требованиям в части глубин у причалов и на портовых акваториях, длина причалов не соответствует линейным размерам судов.

Проект новой федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010-15 гг.», разработанный в апреле 2008 г., предусматривает госфинансирование развития портовой инфраструктуры Дальневосточного бассейна в объеме 74,263 млрд. рублей (42% инвестиций в портовую инфраструктуру страны). Внебюджетные инвестиции на этот период запланированы в объеме 280 млрд. рублей.

Основные объемы перевалки внешнеторговых и транзитных грузов в Дальневосточном бассейне планируется обеспечить за счет развития портов Восточный и Ванино, а также нового порта в районе поселка Ильинский на Сахалине для отгрузки углеводородов, добываемых на шельфе острова. Порты Владивосток и Находка предполагается сделать базовыми для организации «северного завоза» и перевалки импортных грузов.

Общий объем инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры морских портов Приморского края в 2002-2015 годах составит 162 млн. долл.

Органами управления морской деятельностью в Приморском крае являются:

• ГУ «Администрации морских портов» - Владивосток, Находки, Восточного;

• Владивостокский филиал ФГУП «Росморпорт»;

• Восточный филиал ФГУП «Росморгорт».

Морские порты Приморского края

В Приморье действуют 3 крупных портов и 3 некрупных порта и несколько портпунктов (в Пластуне, Рудной Пристани, Светлой и др.).

Главные порты

Порт

Условия навигации

Кол-во причалов

Обрабатываемые грузы

Владивосток

круглогодичная навигация

16

металл и металлопродукция, лес, сахар-сырец, зерно, грузы в контейнерах, кокс, руда

Находка

круглогодичная навигация

23

лес, пиломатериалы, металл и металлоизделия, химикаты, целлюлоза, картон, продовольствие, наливные грузы

Восгочный

круглогодичная навигация

13

уголь, цемент, лес, пиломатериалы, удобрения, грузы в контейнерах, наливные грузы, навалочные грузы

Морской порт в бухте Троица (Зарубино)

круглогодичная навигация

4

металлопродукция, круглый лес и пиломатериалы, генеральные грузы, грузы в контейнерах

Посьет

круглогодичная навигация

3

уголь

Ольга

круглогодичная навигация

4

круглый лес, наливные грузы и рыбопродукция

Порты Владивосток, Находка, Восточный, Посьет являются основными перевалочными портами Дальневосточного бассейна, связанными с железнодорожной сетью страны. Через них проходит основная часть каботажных грузов, направляемых с материка в многочисленные пункты побережья, экспортно-импортных и транзитных грузов.

Порт Владивосток

Географические координаты порта: 43 градуса 07 минут северной широты; 131 градус 53 минуты восточной долготы.

Владивосток - крупнейший тихоокеанский порт России, расположенный на северо-западном побережье Японского моря. Он занимает всю акваторию пролива Босфор Восточный и бухт, вдающихся в его берега, (Золотой Рог, Диомид, Улисс, Новик), а также часть акватории Амурского залива. Преимуществами порта Владивосток перед остальными портами Дальнего Востока являются наличие закрытого рейда и глубоких бухт, пригодных для стоянки судов с большой осадкой.

Навигация в порту круглогодичная. В зимний период (с конца декабря до начала апреля) пролив Босфор-Восточный, а также все бухты, вдающиеся в его берега, за исключением бухты Золотой Рог, покрыты льдом. Замерзанию восточной части пролива препятствует непрекращающееся всю зиму судоходство, поэтому плавание судов в бухте осуществляется без ледоколов.

Во Владивостоке расположены причалы морского торгового и рыбного портов, судоремонтного и механического заводов, других предприятий города. Глубины на подходах к внутреннему рейду позволяют движение судов с осадкой до 19 м. Ко всем грузовым и глубоководным пассажирским причалам подведены железнодорожные пути, общая протяженность которых составляет около 28 км. Владивостокский морской торговый порт {ОАО «Владивостокский морской торговый порт»)

Принимает к обработке суда с осадкой до 11,0 м, длиной до 260 м и шириной до 40 м. Он включает 16 глубоководных причалов с глубинами от 7,3 м до 11,6 м. Из них 12 являются грузовыми, 2 - пассажирскими, 1 - бункеровочным, 1 - вспомогательным. Из грузовых причалов 9 предназначены для перевалки генеральных грузов, 1 - для перегрузки зерна, 1 - специализированный для погрузки-выгрузки крупнотоннажных контейнеров, 1 - для переработки скоропортящихся грузов.

Кромe того, к торговому порту относятся несколько мелководных причалов, используемых для ремонта судов портового флота и перевозки пассажиров в местном сообщении. Общая длина причального фронта морского торгового порта составляет около 4 км.

Территориально морской торговый порт разделен на два грузовых района, пассажирский терминал и нефтебазу. Первый грузовой район включает причалы № 3-8. Он специализируется на перевалке металлов, лесных, рефрижераторных, различных тарно-штучных грузов. В районе причала № 6 действует установка по упаковке насыпных грузов в биг-бэги производительностью 1000 тонн в сутки.

Второй грузовой район расположен на причалах № 9, 10, 12-16. На них осуществляется перевалка металла, зерна, сахара-сырца, нефтекокса, различных тарно-штучных грузов. На причале № 16 действует контейнерный терминал с пропускной способностью 100 тысяч 20-футовых контейнеров в год.

Помимо экспортно-импортных грузов в торговом порту перерабатываются также каботажные грузы. Среди них преобладают различные тарно-штучные грузы, контейнеры, техника, отправляемые в порты и портовые пункты Охотского моря, Камчатки, Чукотки, Восточной Арктики.

Пассажирский терминал расположился на причалах № 1 и 2. В его состав входит пассажирский морской вокзал.

Нефтебаза находится на причале № 11. Она располагает 11 емкостями для хранения нефтепродуктов объемом 2484 куб. м. используемых для бункеровки судов.

Торговый порт оснащен различными типами портальных кранов грузоподъемностью от 5 до 32 т. общее число которых составляет около 50 единиц, гусеничными (г/п от 16 до 21 т), автомобильными {г/n от 6,З до 50 т) кранами, 5 мостовыми перегружателями (г/п до 32 т). Неспециализированном контейнерном комплексе имеются 3 причальных контейнерных перегружателя г/п. 30,5 т. 6 контейнерных кранов г/п, 32 т. мобильный кран г/п. 100 т. фронтальные автопогрузчики г/п. до 25 т. портовые тягачи и контейнерные полуприцепы. Переработка зерна осуществляется с помощью 5 портальных пневмоперегружателей. Для складских, вагонных и трюмных работ используются более 110 автопогрузчиков грузоподъемностью от 1,5 до 25 т. Для перегрузки тяжеловесов применяется плавучий кран г/п. 100 т.

Общая площадь расположенных в торговом порту крытых складов составляет 54,1 тыс.кв.м. открытых складов - 71,7 тыс.кв.м. Из них три склада являются специализированными. К ним относятся: рефрижераторный склад емкостью до 2000 тонн, открытый склад для автомобилей и колесной техники емкостью 1500 единиц, склад комплектации контейнеров. Два крытых склада общей площадью 4,6 тыс. кв.м расположены в здании Морского вокзала.

Перевалку грузов в торговом порту осуществляют дочерние стивидорные компании ОАО «Владивостокский морской торговый порт», к которым относятся: ЗАО «Портэкус Ко., Лтд», ЗАО «ТЭТ» (Транспортно-экспедиторское товарищество). ЗАО «УПЭК-7». ЗАО «Трансэк ЛТД» (Транспортно-экспедиторская компания), ЗАО «УНЭКО» (Универсальный эксплуатационный комплекс), ООО «Владпортбункер». Обслуживание пассажиров и грузовые операции на пассажирском терминале осуществляет ООО «Владпаско».

В составе портового флота морского торгового порта насчитывается около 150 единиц флота, из которых более 40 являются грузовыми, 27 -пассажирскими, остальные служебно-вспомогательными.

Грузовой флот составляют около 20 самоходных судов и барж, плашкоуты. танкеры, рефрижераторные суда. Танкера и рефсуда используются для снабжения транспортных судов топливом, водой, скоропортящимися продуктами.

Пассажирский флот включает авто- пассажирские паромы и пассажирские суда для местных перевозок, суда на подводных крыльях, катера.

В состав служебно-вспомогательного флота входят 7 буксиров-кантовщиков, 2 морских буксира, более 10 буксирных катеров, рейдовые и лоцманские катера, 4 нефтемусоросборщика, 3 сборщика льяльных вод, плавмастерская, другие плавсредства.

Морской торговый порт обслуживается припортовой железнодорожной станцией Владивосток Дальневосточной железной дороги.

Владивостокский морской рыбный порт состоит из 10 причалов общей протяженностью около 2,0 км и глубиной от 9,4 м до 12,4 м. Среди них 8 грузовых и 2 вспомогательных причала, используемых для отстоя судов. Ко всем причалам подведены железнодорожные пути.

На причалах и тыловых территориях рыбного порта установлены 30 портальных кранов грузоподъемностью от 3,2 до 40 т. Внутрипортовое перемещение грузов осуществляется с помощью автопогрузчиков. Имеется также плавучий кран грузоподьемностью 100 т.

Для хранения грузов используются 7 крытых складов общей площадью 118,2 тыс.кв.м. Два из них, общей площадью 47,58 тыс.кв.м, являются склада ми-холодильникам и, позволяющими хранить скоропортящиеся грузы при температуре до минус 22 градусов по Цельсию. Общая площадь открытых складов составляет 25,5 тыс.кв.м.

В рыбном порту осуществляется перевалка лесных грузов, металла, металлолома, целлюлозы, бумаги, рефрижераторных грузов, контейнеров, автотехники. Грузовые работы производит ОАО «Владивостокский морской рыбный порт».

В состав портового флота рыбного порта входят 5 буксиров-кантовщиков, водолазный, лоцманские и пассажирские катера, 2 сборщика льяльных вод. танкера, используемые для снабжения судов топливом и водой, самоходные плашкоуты, другие плавсредства.

Рыбный порт обслуживается железнодорожной станцией «Мыс Чуркин» Дальневосточной железной дороги.

Причалы городских предприятий. К ним относятся причалы ОАО «Дальзавод», ОАО «Судоремонтный завод», ОАО «60-й механический завод», других предприятий.

Восточный порт

Географические координаты порта: 42 градуса 46 минут северной широты;

133 градуса 3 минуты восточной долготы.

Восточный - один из крупных портов на Дальнем Востоке России. Расположен в Приморском крае на побережье Японского моря в бухте Врангеля в 20 км от города Находка, являющейся конечной точкой Транссибирской железнодорожной магистрали.

Навигация в порту длится круглый год. В январе-феврале бухта Врангеля покрывается льдом. В периоды наиболее тяжелой ледовой обстановки в море суда проводятся туда и обратно с помощью буксиров.

Восточный - самый глубоководный российский порт на Дальнем Востоке. Он принимает к обработке суда с осадкой до 15,5 м, длиной до 280 м и шириной до 40 м.

В порту эксплуатируются 15 грузовых причалов, несколько вспомогательных и хозяйственный пирс. Общая протяженность причальной линии составляет около 4 км. Причалы входят в состав терминалов по перевалке угля, контейнеров, удобрений, метанола, лесных, навалочных и генеральных грузов.

Угольный терминал крупнейший в России специализированный терминал по перевалке каменных углей и кокса. Его пропускная способность превышает 12 млн. тонн в год. Он входит в состав производственного перегрузочного комплекса № 3 (ППК-3). являющего структурным подразделением ОАО «Восточный порт». Терминал включает два глубоководных причала № 49 и 50, расположенных по обеим сторонам угольного пирса. Длина каждого из них - 381 м, глубина • 16,5 м. К ним могут швартоваться суда грузоподъемностью до 150 тысяч тонн с осадкой до 16,0 м и длиной до 300 м.

Терминал оснащен специализированным перегрузочным оборудованием, включающим: станцию разгрузки вагонов из двух вагоноопрокидывателей, позволяющих выгружать до 700 вагонов в сутки; систему ленточных конвейеров, осуществляющих погрузку угля из вагонов как на судно, так и на склад; четыре судопогрузочные машины производительностью по три тысячи тонн каждая; четыре вагоноразмораживателя, вмещающие одновременно 72 вагона.

Складские площади терминала позволяют хранить единовременно до 600 тысяч тонн угля. На четырех складах одновременно может быть размещено до 25 различных марок углей.

Контейнерный терминал один из крупнейших в России специализированных терминалов по перевалке контейнеров. Его пропускная способность - 300 тысяч контейнеров в год. Он включает четыре причала - № 5,6 с глубинами 13,0 м и № 7,8 с глубинами 11,5 м. Общая протяженность причалов около 1300 м Площадь открытых складов терминала составляет 464 тыс.кв,м., крытых складов –15,3 тыс.кв.м.

С февраля 2006 года на 4 причалах осуществляет стивидорную деятельность ООО «Восточная стивидорная компания». Компания осуществляет перегрузку экспортно-импортных и транзитных контейнеров. Терминал оснащен четырьмя причальными контейнерными перегружателями и тремя гранстейнерами грузоподъемностью 30,5 т, тринадцатью автоконтейнеровозами, автопогрузчиками. Складские площади вмещают до 12 тыс. 20-футовых контейнеров. Одновременно может храниться 169 рефрижераторных контейнеров. Площадь крытого склада комплектации контейнеров составляет 7,8 тыс.кв.м

Терминал по перевалке удобрений расположен на причале № 10 длиной 215 м , глубиной 11,5 м. К нему могут швартоваться суда грузоподъемностью до 25 тыс.т. Перегрузочное оборудование терминала включает две судопогрузочные машины производительностью 450-500 г/час каждая, станцию разгрузки вагонов. Крытый склад площадью 12 тыс.кв.м. и емкостью 100 тыс.т. позволяет хранить и грузить на судно до четырех сортов калийных удобрений одновременно. За год на терминале может перерабатываться до 2,5 млн. тонн груза.

Терминалы лесных и навалочных грузов входят в состав производственного перегрузочного комплекса № 1 (ППК-1) ОАО «Восточный порт». Лесной терминал состоит из двух причалов - № 11 и 12 общей протяженностью 400 м и глубиной 11,5 м. На них осуществляется перевалка круглого леса, других лесных и генеральных грузов. Площадь открытых складов лесного терминала составляет 83 тыс.кв.м. крытых складов - 2 тыс. кв.м.

Терминал навалочных грузов включает причалы № 13 и 14 общей длиной 406 м и глубиной 13,0 м. Он специализируется на перевалке клинкера, угля, других навалочных грузов. Площадь открытых складов терминала равна 96 тыс.кв.м.

Терминалы лесных и навалочных грузов оснащены одиннадцатью портальными кранами грузоподъемностью до 40 т, двумя мобильными кранами г/п. 30 и 64 т, тремя мостовыми перегружателями г/п. 16-20 т, колесными бульдозерами, седельными тягачами с трейлерами, автопогрузчиками различной грузоподъемности.

Терминал ООО «Лесной порт» расположен на причале № 31. Его протяженность 150 м. глубина 6,5 м. К обработке принимаются суда с осадкой до 6,0 м и грузоподъемностью до 5 тыс. тонн. На причале установлены два портальных крана г/п. 16 и 30 т. Площадь расположенных на терминале открытых складов составляет около 11,0 тыс.кв.м. На них одновременно может храниться 7 тыс. куб.м. лесных грузов и 3 тыс.т навалочных грузов, на переработке которых специализируется терминал. Железнодорожные пути позволяют подавать к причалам 9 вагонов.

Терминал ООО «СК Малый порт» расположен на причалах № 33,34,35. Их общая протяженность - 353 м. Глубины вдоль них позволяют принимать к обработке суда с осадкой до 8,0 м. На терминале осуществляется перевалка генеральных, навалочных и лесных грузов.

Терминал по перевалке метанола располагается на причале № 39 длиной 206 м и глубиной 8,2 м. Грузовые работы выполняет ООО «Восточный нефтехимический терминал».

Портовый флот порта Восточный включает буксиры различной мощности, нефтемусоросборщики, сборщик льяльных вод, плавмастерскую, катера различного назначения.

Порт Восточный обслуживает железнодорожная станция Находка-Восточная Дальневосточной железной дороги.

Администрация края в 2008 году подавала в Правительство РФ заявку на создание особой экономической портовой зоны в порту Восточный, у других приморских портов серьёзно ограничены возможности развития из за нехватки земли для дополнительного строительства.

Порт Находка

Географические координаты порта: 42 градуса 47 минут северной широты; 132 градуса 52 минуты восточной долготы.

Находка - один из крупных тихоокеанских портов России, расположен на северо-западном побережье Японского моря в заливе Находка. Навигация в порту открыта круглый год. В суровые зимы, когда залив покрывается льдом, проводка судов осуществляется с помощью ледокольных буксиров. В Находке действуют три морских порта • торговый, нефтеналивной и рыбный. Кроме того, в Находке расположены причалы судоремонтного и судомеханического заводов, других организаций города.

На подходах к заливу Находка глубины составляет более 40 м, на внешнем рейде - до 28 м. Глубины на фарватере, ведущем к торговому порту, позволяют проходить судам с осадкой до 13,0 м. К обработке у грузовых причалов морского торгового порта принимаются суда с осадкой до 11,0 м.

Глубоководный участок пирса нефтеналивного порта принимает суда с осадкой до 12 м.. длиной до 230 м. и шириной до 40 м. К остальным причалам нефтепорта могут пришвартоваться танкера с осадкой не более 6,8 м., длиной до 120 м и шириной до 30 м.

В морском торговом порту имеется 22 грузовых, вспомогательных и пассажирских причала. Их общая длина составляет 3,7 км. Девятнадцать грузовых причалов имеют глубины до 12,6 м.

Находкинский морской торговый порт (ОАО «Находкинский морской торговый порт»)

Причалы порта закреплены за пятью перегрузочными комплексами, которые имеют крытые склады и открытые площадки для хранения грузов общей полезной площадью свыше 300 тыс. кв. метров.

В настоящее время порт в состоянии поставить у своих причалов 20 судов одновременно и обрабатывать более чем 1500 крупнотоннажных судов в год.

Торговый порт оснащен 72 портальными кранами грузоподъемностью от 5 до 40 тонн, 6 автомобильными кранами грузоподъемностью до 50 т, большим количеством авто- и электропогрузчиков грузоподъемностью от 1 до 10 тонн. 4 мостовыми перегружателями грузоподъемностью 20 тонн, спецтягачами, зерновыми пневмоперегружателями, спецмашинами для трюмных работ. Имеются также плавучие краны грузоподъемностью 15, 100 и 300 т. Торговый порт располагает крытыми складскими помещениями и открытыми бетонированными площадками общей площадью 114,0 и 172,7 тыс. кв.м. соответственно. К складам, как и к причалам, подведены железнодорожные пути.

В структуру торгового порта входят пять перегрузочных комплексов, а также пассажирский район.

Находкинский нефтепорт (ОАО « Нефтепорт»)

Адрес: 692900. Россия, Приморский край, г. Находка. ул.Макарова, 21

Тел/Факс: +7(4236)624573/623691

Расположен в бухте Новицкого на западном берегу залива Находка и является крупнейшим специализированным морским торговым портом на тихоокеанском побережье Российской Федерации. Пропускная способность порта -10 миллионов тонн в год.

Нефтепорт располагает арендованным причальным фронтом • танкеры обрабатываются у причалов общей длиной 520 м. Включает глубоководный участок глубиной 13 м, из которых причалы № 1 и 2 - глубоководные, рассчитанные на прием танкеров длиной до 250 м при осадке в грузу до 11,5 м, причалы № 3 и 4 - мелководные, рассчитанные на прием танкеров длиной до 130 метров с допустимой осадкой в грузу 6,8 м. Бункеровочный причал № 5 - для танкеров водоизмещением до 5 тысяч тонн.

Сухогрузный причальный фронт включает два участка протяженностью 50 и 161 м. На сухогрузном причале находится открытый склад площадью 700 кв. метров для хранения и консигнации смазочных материалов в таре.

Ведется строительство бункеровочной нефтебазы с проектным грузовым оборотом 100 тысяч тонн, что позволяет осуществлять бункеровку судов по международному стандарту ISO 8217.

Основные виды эксплуатационной деятельности связаны с осуществлением комплексного обслуживания танкерного флота.

ОАО «Нефтепорт» представляет собой одно из звеньев единой технологической и инфраструктурной цепи по хранению и перевалке нефтепродуктов, которые в основном осуществляет ОАО «Роснефть».

В структуру грузооборота входят как темные (в основном мазуты и моторное топливо), так и светлые (автобензин и дизтопливо) сорта топлива. На сухогрузном причале производится перевалка горюче-смазочных материалов в таре.

Перевалку грузов в нефтеналивном порту выполняет ОАО «Находкинский морской нефтеналивной порт».

На внешнем рейде находятся районы якорных стоянок:

№ 4 - для российских танкеров, расположена у входа в бухту Новицкого в 1,5 мили к севере- востоку от мыса Павловского с глубинами 17- 28 метров; грунт - ил.

№ 10 - для иностранных танкеров, расположена в 3 км от острова Лисий с глубинами 21- 36 метров; грунт - ил. На подходах и якорных стоянках Ограничений по глубинам нет.

Находкинский морской рыбный порт (ОАО «Находкинский морской рыбный порт») Расположен в городской черте в бухте Находка между мысами Веснина и Линдгольма.

В рыбном порту Находки оборудовано 9 причалов общей длиной 1272 метров глубиной от 4,8 м до 11,5 м.

В состав перегрузочного оборудования, эксплуатируемого в рыбном порту, входят около 30 портальных кранов грузоподъемностью от 3,2 т до 6 т, несколько автокранов (г/п. 10 и 40 т). авто- и электропогрузчики.

Для хранения скоропортящихся грузов в рыбном порту имеются холодильники общей площадью 30 тыс.кв. м., а также крытые и открытые склады общей площадью соответственно 69,4 тыс. кв. м и 14,6 тыс. кв. м. В порту ведется реконструкция.

В состав портового флота рыбного порта входят более 20 судов.

Находкинский рыбный порт производит обработку как рыбных грузов, продуктов питания, так и других грузов (лес и пиломатериалы, металл и металлические изделия, целлюлоза, хлопок, асбест и др.); хранение грузов с температурным режимом в отапливаемых складах и холодильниках с температурой хранений до -24С.

Рыбный порт обслуживается железнодорожной станцией Рыбники.

Морской порт в бухте Троицы

Географические координаты порта: 42 градуса 38 минут север, широты; 131 градус 05 минут восточной долготы.

Порт в б. Троицы расположен в северо-восточной части залива Посьет, на западном берегу бухты Троицы. Порт находится на стыке границ трех государств - России, КНДР и Китая, имеет автомобильные и железнодорожные подходы, связанные с магистральными дорогами страны, а также выходы на КНР и КНДР. Бухта Троицы является одной из перспективных для строительства глубоководного порта международного класса. Порт Зарубино рассматривается в качестве потенциального центра транзитных перевозок, обеспечивающий прямую связь северо-востока Китая и Японского моря, благодаря созданию новых транспортных путей на страны АТР.

Навигация происходит в течение всего года.

Глубины на внешнем и внутреннем рейдах позволяют принимать суда с осадкой до 20 м. К причалам могут подойти суда с осадкой не более 9,7 м.

Причальный фронт состоит из 4 причалов общей длиной 650 м и глубинами 7,5 - 9,7 м. На причале № 2 находится открытый склад общей площадью 7,4 тыс. кв. м. Кроме того, в порту используются 3 крытых склада материально-технического снабжения по 2,6 тыс. кв. м. каждый.

Обслуживает порт железнодорожная станция «Сухановка» Уссурийского отделения Дальневосточной железной дороги.

В настоящее время Дальневосточным научно-исследовательским институтом морского флота (ДНИИМФ) ведутся предпроектные работы по развитию порта в б. Троицы. Специалисты ДНИИМФ оценивают первоначальную стоимость проекта по развитию порта в сумму не менее $1,5-2 млрд. Проектная мощность порта, предположительно, составляет около 60 млн.т. в год. Инвестиционная привлекательность района порта обусловлена выгодным географическим расположением бухты Троицы, которая находится в 71 км от границы с Китаем, что обеспечивает короткий транспортный маршрут. Кроме того, бухта располагается неподалеку от места пересечения важнейших транспортных магистралей - Транссиба и системы железнодорожных путей Китая.

Порт Посьет

Географические координаты порта: 42 градуса 40 минут северной широты; 130 градусов 48 минут восточной долготы.

Порт Посьет расположен в Приморском крае на побережье Японского моря южнее Владивостока в заливе Посьета. Железная дорога связывает его с Транссибирской железнодорожной магистралью, северо-восточным Китаем, Северной Кореей.

Порт осуществляет перевалку навалочных грузов различной номенклатуры, включая уголь. Выгодное географическое расположение порта позволяет оптимизировать транспортировку продукции предприятий промышленной группы «Мечел» в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Порт способен принимать под обработку суда грузоподъемностью до 26 тыс. тонн.

Навигация в порту длится круглый год. Во второй половине декабря залив в районе порта покрывается сплошным льдом, который держится до начала марта. Еще месяц акватория забита ломаным льдом, от которого очищается к середине апреля. В период наиболее сложной ледовой обстановки движение судов в порт и обратно обеспечивается с помощью ледоколов или ледокольных буксиров.

Порт принимает к обработке суда с осадкой до 9,5 м.

Причальный фронт торгового порта включает три грузовых причала общей протяженностью 450 м с глубинами 9,5 м. Их годовая проектная мощность -1,8 млн.тонн. Ко всем причалам подведены железнодорожные пути.

Порт оснащен портальными кранами грузоподъемностью от 10 до 40 тонн, автопогрузчиками г/п. от 1,5 до 10 т, техникой для перегрузки контейнеров, мобильными кранами.

Общая площадь складов порта для открытого хранения грузов - 25,3 тыс. кв.м. Имеется также крытый склад площадью 3 тыс.кв.м. Одновременно на складах может храниться до 100 тыс. тонн грузов.

Основу грузооборота порта составляют навалочные грузы - уголь. Грузовые работы выполняются ОАО «Торговый порт Посьет».

Основной поток грузов, перерабатываемых в порту, направлен в страны Азиатско -Тихоокеанского региона (Япония и др.), а так же в северные районы Российской Федерации (Камчатка, Чукотка, Сахалин).

Обслуживание порта осуществляет станция «Посьет» Дальневосточной железной дороги.

Порт Славянка

Координаты порта: 42.50'5N 131.24'ОЕ Часовой пояс: GMT +9

Акватория портпункта Славянка включает в себя бухту Славянка и юго-западную часть Славянского залива и делится на рейд и внутреннюю акваторию. Период ледостава в портпункте Славянка длится с середины декабря до середины марта.

Грузы, перерабатываемые в порту- металлолом, генгрузы, нефтепродукты наливом, лес.

Порт Козьмино

В бухте Козьмино, недалеко от Находки, в декабре 2009 года закончено строительство I-ой очереди специального морского нефтяного порта «Козьмино», который станет конечной точкой первой очереди строительства трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий Океан (ВСТО).

Порт «Козьмино» рассчитан на прием глубоководных судов водоизмещением до 300 тыс. т. Введенная первая очередь предусматривает перевалку нефтепродуктов 15 млн. т в год, перевозимых железнодорожным транспортом с перегрузкой на морские суда, при введении нефтепровода объем увеличиться до 50 млн. т в год. Через нефтепровод ВСТО протяженностью свыше 4 тыс. км, строящийся компанией «Транснефть», российская нефть будет поступать в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

В составе комплекса также планируется строительство нефтеналивного терминала и нефтебазы, железнодорожных сливных эстакад, нефтепроводов, соединяющих нефтебазу с терминалом и железнодорожными эстакадами.

Воздушный комплекс аэропорта Владивосток (с зоной международного обслуживания) обеспечивает прием и отправление грузовых и чартерных воздушных судов. На сегодняшний день в рамках подготовки к Саммиту АТЭС в 2012 году идет строительство нового международного терминала. Новый международный пассажирский терминал разместится примерно в трех километрах от существующего аэровокзала. Комплекс сможет обслуживать до 3,5 миллиона пассажиров в год и принимать как внутренние, так и международные рейсы. В пик максимальной нагрузки новый терминал позволит обслуживать одновременно до 1360 пассажиров в час.

Автомобильный транспорт

Система автомобильных дорог в Приморье является лучшей и наиболее плотной по сравнению с другими территориями российского Дальнего Востока. Пропускная способность приближается к проектным возможностям и на некоторых участках превышает их. Пропускная способность приграничных дорог составляет 5-6 тыс. грузовых автомобилей в день. В настоящее время они используются на 30-40 %. Грузы, перевозимые на автотранспорте, пересекают границу быстрее и легче, нежели грузы, перевозимые по железной дороге. Однако китайским грузовикам не разрешено проезжать дальше г.Уссурийска, а российским грузовикам не разрешено проезжать дальше г.Мудандзяна, что ограничивает использование грузового автотранспорта в международных перевозках и увеличивает затраты на перегрузку.

Общая протяженность автомобильных дорог в Приморском крае составляет 9851.9 км, из них протяженность ведомственных и частных автомобильных дорог - 2647.9 км.

Дороги с твердым покрытием составляют 88,5% (8721.0 км), с усовершенствованным - 39,4 % (3883.3 км). Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием - 43,1 км дорог на 1000 кв. км территории (на конец 2006 г.). По густоте автодорог Приморский край занимает второе место в ДФО (после Еврейской автономной области).

Авиационный транспорт

Отдаленность от федерального центра и европейской части страны определяет значимость воздушного транспорта для экономики Приморского края.

Близость стран АТР и их бурное экономическое развитие, а также дальнейшее продвижение России на пути интеграции в мировое экономическое сообщество создают хорошие предпосылки для развития на базе аэропорта «Владивосток» транспортного узла.

Такой узел будет выгодно находиться на пересечении транспортных потоков в обоих направлениях и будет направлен на развитие внешнеэкономических связей Приморского края и России в целом, выступая в то же время одним из связующих элементов внутриазиатской транспортной сети.

По прогнозам ОАО «Владивосток Авиа», средний прогнозируемый темп роста пассажиропотока в 2005-2010 гг. составит 8%, а в 2011-2020 - 6,7%, рост грузопотока прогнозируется на уровне 6% в течение 2005-2010 г/г. и 5% в 2011-2020 г.г.

Аэропорт «Владивосток» связан прямым воздушным сообщением с 12 городами в четырех странах АТР и с 21 городом в шести Федеральных округах РФ.







В настоящее время аэропорт «Владивосток» играет важную роль в активном развитии связей России с азиатскими странами - Японией, Республикой Корея, Китаем, Вьетнамом, Таиландом и другими государствами.

Аэропорт «Владивосток» расположен на удалении 44 км. от города Владивостока, с которым связан автомобильным и железнодорожным сообщением.

Аэропорт имеет два аэродрома - «Озерные ключи» и «Кневичи».

Озерные ключи. Аэродром предназначен для воздушных судов, работающих на местных линиях. Имеет две взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием шириной по 21 м. каждая и длиной 1000 м. и 600 м. (используется только для базирования воздушных судов, взлет-посадка осуществляется с аэродрома «Кневичи» )

Кневичи. Аэродром предназначен приема-выпуска самолетов всех типов. Имеет две взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием:

• первая полоса длиной 3500 м. и шириной 60 м., прочность покрытия PCN 44/R/B/X/T (смешанная);

• вторая - длиной 2700 м и шириной 60 м., прочность покрытия PCN 28/ R/B/X/T (как ВПП не используется)

Аэровокзальный комплекс Аэропорта «Владивосток» состоит из аэровокзала российских авиалиний, международного аэровокзала и административного здания. Аэровокзал российских авиалиний - трехэтажное здание общей площадью около 11000 кв. м. Пропускная способность - 850 пассажиров в час.

Международный аэровокзал - трехэтажное здание общей площадью 4800 кв. м. Пропускная способность терминала - 250 пассажиров в час.

Аэропорт Владивостока имеет статус международного с 1996 года и находится в списке стратегических аэропортов, так как имеет аэродром совместного базирования и принимает как гражданскую, так и военную авиацию.

Реконструкция аэропорта к проведению форума АТЭС подразумевает строительство и капитальный ремонт инфраструктурных аэропортовых объектов, в том числе и строительство нового международного терминала к саммиту АТЭС. Опыт проведения саммита АТЭС показывает, что для приема иностранных делегаций требуется современный международный аэропорт. Основные функциональные требования к такому аэропорту - это оперативная обработка грузов делегаций и персонального багажа их участников, наличие международных терминалов с ускоренным погранично-таможенным пропуском, нескольких VIP-залов.

Предусматриваемая программой реконструкция аэродромного комплекса связана с необходимостью доведения аэродрома до требований норм годности с целью обеспечения полнофункциональной эксплуатации широкофюзеляжных самолетов типа В-747 по метеоминимуму I категории ИКАО.

Концепция создания в Приморском крае на базе международного аэропорта Владивосток Дальневосточного грузового мультимодального транспортно-логистического узла - «хаба» - обусловлена как географическим положением, так и развитой инфраструктурой аэропортового комплекса.

Удачное географическое положение аэропорта Владивостока на пути следования самолетов из Юго-Восточной Азии в Америку и Европу позволяет значительно увеличить существующий грузопоток. Отмечается существенный рост грузопотока из Шанхая, Пекина и Гонконга в Америку. Аэропорты указанных городов уже сейчас не в состоянии принять дополнительное количество грузовых самолетов, что способствует возрастанию роли аэропорта Владивостока в обслуживании указанных грузопотоков.

Материалы взяты с сайта: http://invest.primorsky.ru/invest/

Иностранные консульства

На территории Приморского края находятся генеральные консульства и почетные консулы 18 государств, в том числе: США, Индии, Японии, КНДР, Вьетнама, Республики Корея, Украины, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Австралии, Республик Филиппины, Бангладеш, Эквадор, Чили, Королевства Таиланд, Канады, Новой Зеландии, КНР и ЮАР.

Образование и наука

Общее количество учреждений и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, функционирующих на территории Приморского края

 

2010 год

2011 год

ВСЕГО

1461

1435

в том числе:

 

 

дошкольных

529

533

общеобразовательных

656

637

дополнительного образования

195

195

начального профессионального образования

38

33

среднего профессионального образования

28

29

высшего профессионального образования

15

12

Постановлением Администрации Приморского края от 14 июля 2011 года № 185-па принята краевая целевая программа «Развитие профессионального образования Приморского края на 2011-2015 годы» (далее – Программа). Общий объем финансирования составляет 156,40млн.руб.

Основная цель Программы - обеспечение доступности качественного профессионального образования на территории Приморского края. Для ее реализации установлены следующие задачи:

- модернизация системы  профессионального образования, реорганизация краевых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

- создание образовательной среды через сетевое взаимодействие краевых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и организаций - работодателей;

- создание системы оценки качества образовательных программ профессионального образования, профессиональных навыков выпускников краевых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

- формирование конкурентоспособного образования и повышение престижа профессий рабочих;

- внедрение новых финансово-экономических механизмов управления краевыми государственными образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования

Реализация мероприятий Программы позволит в Приморском крае к концу 2015 года обеспечить возможность получения профессионального образования всеми возрастными категориями трудоспособного населения; перераспределить на развитие материальной базы до 10-15% бюджетных средств; организовать тесное взаимодействие организаций-работодателей с краевыми государственными образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования, обеспечить высококвалифицированными рабочими и специалистами, подготовленными по профессиональным программам профессионального образования, соответствующим потребностям в квалифицированных кадрах предприятий и организаций приоритетных отраслей экономики Приморского края.

В рамках подготовки края к проведению Саммита АТЭС-2012 на о.Русский строиться новый научно-образовательный центр «Дальневосточной федеральный университет». Университетский кампус в 2012 году, сразу после того как на острове пройдёт саммит глав экономик-участниц АТЭС. До 2012 года планируется возвести учебные корпуса, конференц-центр, общежития и другие объекты — общей площадью 500 тысяч квадратных метров.

В 2012 году Дальневосточный федеральный университет сможет принять на обучение порядка 8,5 тыс. студентов. В перспективе растущий вуз сможет принять до 50 тыс. человек.

Кроме того, на территории Приморского края сосредоточено 14 научно-исследовательских институтов при Дальневосточном отделении Российской академии наук, в том числе Институт химии, биологии моря, прикладной математики, автоматики и процессов управления, ботанический сад-институт и другие.

Природные ресурсы

В Приморье открыт целый ряд крупных и уникальных месторождений разнообразных полезных ископаемых, на базе которых создана и функционирует самая мощная на Дальнем Востоке горнодобывающая промышленность.

В крае производится более 92% плавикового шпата России, 64% вольфрамовых концентратов, почти 100% борных продуктов, 73,6% свинца в концентрате и 8,4% свинца рафинированного, добывается 18,2% олова России.

В крае выявлено почти 100 угольных месторождений с общими прогнозными запасами до 2,4 млрд. тонн. Основные месторождения угля — Бикинское, Павловское, Шкотовское и Артемовское — буроугольные, Партизанское и Раздольненское — каменноугольные. Многие месторождения угля имеют сложные гидрогеологические условия (небольшая толщина угольных пластов и их высокая обводненность). Это затрудняет добычу угля, делает её более дорогой. Вместе с тем около 70 % запасов угля пригодно для открытой разработки.

Край богат месторождениями цветных металлов. Известно около 30 месторождений олова, которые в основном находятся в Кавалеровском, Дальнегорском и Красноармейском районах. В этих же районах сосредоточено около 15 месторождений полиметаллических руд, содержащих цинк, свинец, медь, серебро, висмут, индий, редкоземельные металлы. В Красноармейском и Пожарском районах края имеется несколько месторождений вольфрама. Кроме вольфрама в этих рудах содержится медь, серебро, золото, висмут, и другие ценные металлы. В северо-восточных районах Сихотэ-Алиня найдено несколько месторождений серебра.

В крае разведано более 50 месторождений золота. Золотоносные месторождения имеются как на юге Приморья, так и на севере. Около 60% всех запасов золота находятся в россыпях по долинам рек.

В районе Дальнегорска находится крупнейшее в России месторождение бора (датолитовых, борсодержащих руд). Оно разрабатывается открытым способом и может обеспечить работу перерабатывающих предприятий не менее чем на 50 лет. Плавиковый шпат, добывается в Хорольском районе (Вознесенское и Пограничное месторождения). Кроме плавикового шпата в рудах этого месторождения содержатся редкие металлы. Открыты несколько месторождений фосфоритов на материковом склоне Японского моря.

На запасах Дальнегорского боросиликатного месторождения, скарново-полиметаллических месторождений работает крупное горно-химическое предприятие ОАО «Бор». ОАО «Ярославский ГОК» разрабатывает Вознесенское и Пограничное флюоритовые месторождения. ОАО «Приморский ГОК» и ОАО «Лермонтовская ГРК» вместе разрабатывают богатейшие скарново-шеелитовых месторождения Восток-2 и Лермонтовского. В посёлке Кавалерово ОАО «ГРК Хрустальная» (Хрустальненский ГОК) разрабатывает богатое оловянное месторождение «Искра». Кроме того, в крае добываются бурые и каменные угли, строительные материалы; действует ряд санаторно-больничных комплексов на базе подземных минеральных источников и морских грязей, в том числе крупнейший в России Шмаковский. В небольшом количестве в крае добывается россыпное золото, цеолиты, бентонитовые глины и другие полезные ископаемые. Вводятся в эксплуатацию коренные золотосеребряные месторождения.

В структуре добычи традиционно преобладают бурые и каменные угли — 47%, значительную роль играют цветные и редкие металлы — 21% и неметаллы — 14%. Производство благородных металлов (золота из россыпных и комплексных вольфрамово-медных месторождений, серебра из комплексных полиметаллических месторождений) не превышает 10%, добыча общераспространенных полезных ископаемых — 3%.

Обеспеченность действующих предприятий сырьевой базой неодинакова. ОАО «Бор» и ОАО «Ярославский ГОК» обеспечены разведанными запасами борной и плавиковошпатовой руды на длительный срок.

В крае имеются перспективы выявления промышленных месторождений как традиционных для края полезных ископаемых, так и новых, на базе которых могут быть созданы крупные горнодобывающие предприятия. Из традиционных полезных ископаемых есть перспективы поисков богатых скарново-шеелитовых месторождений в Лермонтовском рудном узле и высококачественных лечебных грязей в бухте Экспедиции на юге Приморья.

Особенно благоприятные перспективы в крае имеются на выявление новых промышленных рудных месторождений благородных металлов (золота и серебра).

Из новых полезных ископаемых в Приморье имеются перспективы выявления месторождений сурьмы, ртути, марганца, барита, каолинов, и высококачественных кварцитов для производства стекла, в которых в настоящее время Россия испытывает большой недостаток.

В крае в последние годы появились перспективы выявления месторождений драгоценных камней: алмазов в коренном залегании и корундов в россыпях, в первую очередь сапфиров в Вострецовском золотоносном районе. Имеется недоразведанное месторождение Радужное благородного опала в пределах Алчанской вулканоструктуры.

В 1999—2000 годах начата переоценка перспектив края на нефть и газ, как в наземной части, так и на шельфе Японского моря. Прогнозная оценка на нефть по разным авторам колеблется в пределах 10-150 млн. тонн. Развитая инфраструктура края и удаленность от нефтедобывающих регионов России позволяет с высокой степенью достоверности предполагать, что отработка даже мелких месторождений нефти и газа будет экономически целесообразна.

Не осваиваются разведанные месторождения германия, по запасам которого Приморье занимает одно из ведущих мест в мире. Также ждут своего освоения месторождения вермикулита, графита, талька и других полезных ископаемых.

Горные реки края обладают значительным, и абсолютно не используемым гидроэнергетическим потенциалом.

До 80% территории края занимают исключительно разнообразные по составу леса: хвойные, широколиственные, мелколиственные деревья и кустарники, многие из которых эндемичны (абрикос маньчжурский, актинидия, женьшень). Лесопокрытая площадь составляет 12,3 млн. га, общие запасы древесины — 1,75 млрд. мі. Леса третьей группы занимают около 60% лесопокрытой площади, а леса, где возможны рубки — около 75%. Для Приморского края норма вырубки составляет около 10 млн мі в год. В некоторых районах вырубается намного больше рациональных норм, а в труднодоступных районах лес может не вырубаться вообще. Леса Приморского края также богаты кедровыми орехами, лекарственными растениями (лимонник, женьшень). Во флоре Приморья насчитывается более двух тысяч видов высших растений, из которых около 250 видов деревьев.

В Приморье сочетаются тайга и субтропические леса. Зимой стоят морозы около .30°С (иногда до .50 °C), летом — 30-тиградусная жара (местами до +40 °C). Район является самым южным в зоне тайги и самым северным в зоне субтропиков, что определяет богатство флоры и фауны, разнообразность ландшафтa, тёплое море на юге, наличие источников целебных вод — все это позволяет развивать туризм в крае.

Особо охраняемые природные территории

В Приморском крае расположены 6 заповедников:

    Дальневосточный морской заповедник

    Кедровая Падь

    Лазовский заповедник

    Сихотэ-алинский заповедник. Внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО как «Объект, включающий в себя наиболее важную или значительную естественную среду обитания для сохранения в ней биологического многообразия, в том числе исчезающих видов исключительной мировой ценности с точки зрения науки и охраны».

    Уссурийский заповедник

    Ханкайский заповедник.

13 заказников:

    зоологический (охотничий) заказник Васильковский

    федеральный заказник Барсовый

    государственный ландшафтный природный заказник Верхнебикинский

    государственный природный заказник краевого значения Борисовское плато

    государственный природный заказник краевого значения Лосиный

    государственный природный заказник краевого значения Горалий

    государственный природный заказник краевого значения Тихий

    комплексный морской заказник Залив Восток

    государственный природный заказник краевого значения Березовый

    государственный природный заказник краевого значения Полтавский

    государственный природный заказник краевого значения Чёрные Скалы

    государственный природный заказник краевого значения Таёжный

    государственный природный заказник краевого значения Васильковский

2 национальных парка:

    «Зов тигра»

    «Удэгейская легенда»

1 природный парк:

    «Хасанский»

Доходы населения

Средний прожиточный минимум 4975 рублей (3 кв. 2007), 6071 рубль (4 кв. 2008), для работающих — 5321 руб. (2007), для пенсионеров — 3968 руб. (2007), для детей — 4810 рублей (2007). Среднедушевой денежный доход приморцев с января по октябрь 2007 года составил 9954 рубля (2,3 прожиточных минимума), в 2008 году — 12 808 рублей, а в 2009 году — 15 140 рублей. Среднемесячная заработная плата составляла в 2007 году 11 840 рублей (2,5 прожиточных минимума). При этом доходы 19 % населения Приморского края были меньше прожиточного минимума.

Культура

В городе Уссурийске имеется единственное в крае культурно-просветительное училище.

Театры

Во Владивостоке:

    Театр молодежи

    Театр им. Горького

    Театр кукол

    Театр ТОФ

    Пушкинский театр

В Уссурийске

    Городской драматический театр

    Театр ДВО (Дом офицеров российской армии)

 

Цирки

    Владивостокский Государственный Цирк

    Уссурийский Государственный Цирк — не работает уже несколько лет.

    Цирк «Маленький принц», город Находка. Художественный руководитель — Заслуженный работник культуры РФ В. П. Нестеренко - не работает

Спорт

Наиболее популярный спорт в крае — футбол. В начале 1990-х клубы «Луч» Владивосток и «Океан» Находка играли в высшей лиге чемпионата России по футболу. С 2006 года по 2008 «Луч-Энергия» выступала в Премьер-Лиге.

Баскетбольная команда «Спартак-Приморье» (Владивосток) играла в высшем дивизионе страны в 2005—2009 годах.

Спидвейная команда «Восток» является трехкратным чемпионом России, а также многократным призером первенств СССР.

Спортивные сооружения в Приморье были реконструированы в 1988 году в целях использования как площадки подготовки к Олимпиаде в Сеуле. В настоящее время ведется строительство Ледовой Арены на 7500 мест в пригородном районе Владивостока Спутник. Также планируется капитальная реконструкция стадионов в Находке и Владивостоке.

В последние годы в крае развивается гольф. В посёлке Пластун было построено современное гольф-поле, аналогов которому только два в России (в Москве и Московской области). Имеются планы строительства гольф-клуба на острове Русский.

На профессиональном уровне развиты также парусный спорт, бейсбол, бадминтон, морское многоборье и пляжный волейбол. В Приморском крае развиты и другие виды спорта, но в основном на любительском уровне.

Во Владивостоке на высоком уровне развито Кудо. Сборные Владивостока очень часто занимают призовые места на российских и мировых соревнованиях.